Вопрос-ответ
-
1. Что такое медиация?
Медиация – это процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора (медиаторов) в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон.
-
2. На каких принципах строится медиация?
- добровольности;
- равноправия сторон медиации;
- независимости и беспристрастности медиатора;
- недопустимости вмешательства в процедуру медиации;
- конфиденциальности.
-
3. Каковы сферы применения медиации?
- Семейные споры;
- Трудовые споры;
- Коммерческие споры;
- Меж- и внутрикорпоративные споры;
- Споры в банковской и страховой сфере;
- Сопровождение проектов, реализация которых затрагивает множество сторон;
- Споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью;
- Медиация в системе образования;
- Межкультурные, межрелигиозные, межнациональные конфликты;
- Иные гражданско-правовые споры;
- Уголовно-правовые (до тяжких преступлений).
-
4. Какие требования предъявляются к медиаторам в Казахстане?
Медиатором может быть независимое, беспристрастное, не заинтересованное в исходе дела физическое лицо, выбранное по взаимному согласию сторон медиации, включенное в реестр медиаторов и давшее согласие на выполнение функции медиатора. Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной основе (профессиональный медиатор), так и на непрофессиональной основе.
-
5. Является ли деятельность медиатора предпринимательской?
Нет, не является (п.5 ст.9 ЗРК «О медиации»)
-
6. Кем определяется размер вознаграждения профессионального медиатора (ов)?
Размер вознаграждения профессионального медиатора (медиаторов) определяется по соглашению сторон с медиатором (медиаторами) до начала медиации.
-
7. Каким документом оформляется соглашение сторон об урегулировании спора?
Медиативным соглашением – соглашением об урегулировании спора в порядке медиации, представляющее собой сделку, направленную на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей сторон.
-
8. Что делает профессиональный медиатор?
- Создает комфортную, доверительную обстановку;
- Остается нейтральным, беспристрастным и непредвзятым на протяжении всего процесса переговоров;
- Поддерживает стороны в высказывании своих точек зрения и видении существа дела;
- обеспечивает равное участие и возможности сторон в процедуре медиации;
- Содействует сторонам в поиске креативных решений по спору;
- Помогает сторонам в формулировании окончательных договоренностей
-
9. По каким причинам люди обращаются к медиации (медиатору)?
- Медиация – это возможность быстро найти выход из конфликта, не потеряв лицо;
- Медиация – это возможность влиять на решение значимых вопросов и держать собственную судьбу в своих руках;
- Медиация - это возможность установить мир и построить основу для долгосрочного сотрудничества;
- Медиация – это возможность извлекать пользу из сложных ситуаций и учиться на ошибках, приобретая неоценимый жизненный опыт.
-
10. Какие задачи выполняет профессиональный медиатор?
- Помогает сторонам, вовлеченным в спор, осознать силу их собственного влияния на ситуацию и перспективы ее развития в процедуре медиации
- Помогает сторонам осознать собственные интересы, являющиеся движущими силами конфликта;
- Помогает сторонам в понимании интересов друг друга;
- Создает условия для выявления истинных причин конфликта (что необходимо для выработки жизнеспособного реалистичного решения);
- Поддерживать стороны в выработке взаимоудовлетворяющего, жизнеспособного, реалистичного и исполняемого решения.
-
11. Что НЕ делает профессиональный медиатор?
- НЕ выносит решения по спору;
- НЕ выясняет, кто прав, кто виноват;
- НЕ оказывает давления на участников конфликта;
- НЕ навязывает сторонам своего мнения по поводу путей разрешения конфликта;
- НЕ раскрывает информацию, полученную во время процедуры медиации;
- НЕ оказывает сторонам психологическую помощь
-
12. В чем преимущества медиации?
- ЭФФЕКТИВНОСТЬ: договоренности, достигнутые сторонами в процессе проведения примирительных процедур, исполняются гораздо чаще, чем судебные решения;
- НЕДОРОГО: использование медиации не влечет необходимость несения судебных расходов; в случае заключения сторонами соглашения об урегулировании конфликта уплаченная госпошлина подлежит возврату плательщику в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
- БЫСТРОТА: при желании можно урегулировать спор буквально за считанные часы (или минуты);
- СОХРАНЕНИЕ ДЕЛОВЫХ СВЯЗЕЙ: в случае урегулирования конфликта путем медиации деловые отношения сторон не только сохранятся, но и станут еще крепче.
- ЗАЩИТА «СЛАБОЙ» СТОРОНЫ, которая не всегда имеет возможность привлечь для защиты своих интересов высококвалифицированных юристов.
- ВСЕ В РУКАХ СТОРОН: используя примирительные процедуры, стороны самостоятельно приходят к устраивающему их результату примирения, в отличие от судебного разбирательства, где решение принимается судом.
- КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ: примирительные процедуры характеризуются отсутствием публичности, что позволяет избежать разглашения конфиденциальной информации.
- ОРИЕНТАЦИЯ НА ИНТЕРЕСЫ СТОРОН: использование примирительных процедур позволяет удовлетворить действительные интересы сторон.
- ВЫБОР ПОСРЕДНИКА (МЕДИАТОРА): при использовании примирительных процедур стороны вправе самостоятельно выбрать лицо, содействующее урегулированию спора, что вызывает доверие сторон к такому лицу и укрепляет авторитет результата примирения.
- КОМФОРТ, ДОВЕРИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО: отсутствие необходимых элементов процессуальной формы и судебной атрибутики создает психологический комфорт для участников спора, атмосферу доверия и сотрудничества.